Товар добавлен в корзину
0
Курсов: 0 на сумму 0 р.
Записаться на курсы
В избранном: 0 курсов

с 9:00 до 21:00 без выходных дней

с 9:00 до 21:00 без выходных дней

Главная /Об институте /Статьи /Детский массаж /Гимнастика и массаж для детей первого года жизни

Гимнастика и массаж для детей первого года жизни

Гимнастика и массаж для детей первого года жизни

Вести подвижный образ жизни вполне естественно для ребёнка. В результате этой подвижности происходит развитие и формирование всех его систем и органов, в первую очередь, опорно-двигательной, мышечной, дыхательной, тренируются и укрепляются сердечная мышца и сосуды. В режиме работы мышце нужно на 30% больше питательных веществ и на 70% больше кислорода, чем в состоянии покоя, соответственно, в движении метаболические процессы в мышечной ткани протекают более интенсивно, что способствует её росту и укреплению.

В следствии постоянных сокращений и расслаблений мышц периост, зона роста кости, в местах их прикрепления реагирует на раздражение усиленным делением клеток. Результатом этого процесса становится укрепление, рост, утолщение и упрочение костей. Кроме того, во время занятий гимнастикой сердцу приходится перерабатывать больший объём крови, ведь кровоток усиливается, это способствует тренировке и укреплению сердечной мышцы и сосудистых стенок. То же самое происходит и с лёгкими. За счёт более интенсивного дыхания детей первого года жизни во время гимнастики увеличивается их объём и объём дыхательной поверхности.

Как известно, у детей первого года жизни по-особому работает и механизм расходования энергии. В отличие от взрослых, у них в покое тепло вырабатывается очень в небольших количествах, поэтому дети на улице легко замерзают, как только перестают двигаться, и быстро начинают потеть, если ведут себя активно. Итак, получается, что в процессе двигательной активности ребёнка задействованы, кроме костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ещё и система терморегуляции. Как известно, в организме все системы и органы тесно взаимосвязаны. Как писал известнейший физиолог И. М. Сеченов, «работа мышц есть работа мозга». Это означает, что чем выше физическая активность человека, а в нашем случае, чем интенсивнее занятия гимнастикой, тем более интенсивен обмен веществ и кровообращение в его организме, и тем более полноценное питание получают клетки головного мозга с притоком крови, тем совершеннее происходящие в мозге процессы и тем более уравновешенна работа центральной нервной системы, им управляемой. И наоборот, при низкой физической активности происходит задержка формирования регуляции процессов возбуждения-торможения. Таким образом, следствием малоподвижного образа жизни ребёнка будет то, что ребёнок становится более раздражительным, нервным и быстрее утомляется, всё это не способствует правильному развитию.

Для детей первого года жизни выполнение гимнастических упражнений - это не только весьма полезное занятие, но вместе с тем приятное и весёлое времяпрепровождение. А так как нам известно, что при положительном настрое у человека происходит расширение сосудов и улучшается питание тканей и органов, то это и позволяет сделать вывод о пользе данного мероприятия. Контрастом по своему воздействию на организм детей первого года жизни является стрессовое состояние, когда, наоборот, как крупные сосуды, так и капилляры сужены под действием соответствующих гормонов, и питание тканей соответственно снижено. Здоровый малыш практически всё время своего бодрствования находится в движении. Причём, наиболее интересны для него те виды активности, когда он действует в соответствии со своими собственными планами, делает то, что ему хочется, а не то, что его заставляют делать. То есть, как принято говорить, «действует по велению своего сердца». Да, да, это не только слова, это имеющая логическое обоснование формулировка. Именно сердечная деятельность позитивно настроенного ребёнка первого года жизни в совокупности с произвольными, выполняемыми в соответствии с деятельностью собственного его мозга, дадут самый полноценный результат в деле развития двигательной активности, силы и ловкости и инициативности. Именно от такой подвижности ребёнок дольше всего не устанет. Для этого нужно оборудовать площадь для занятий гимнастикой таким образом, чтобы ребёнку первого года жизни было интересно, чтобы ему хотелось там быть и заниматься. Оформление помещения для гимнастики, находящиеся там игрушки и пособия всё это должно быть направлено на то, чтобы заинтересовать ребёнка.

Итак, мы вполне аргументировано доказали и рассказали, что для детей первого года жизни движение и гимнастика является не только и не столько необходимостью, насколько оно ему в радость. Уже ни для кого не станет откровением, что худшим наказанием для ребёнка будет ограничение его активности типа постановки к стене, усаживания на стул, в то время, как другие дети бегают и играют или оставления в углу. Мы выяснили, какие именно движения (произвольные, по собственной воле) наиболее предпочтительны для детей первого года жизни. Остаётся уяснить, для чего же детям нужна гимнастика?

А нужна гимнастика детям первого года жизни для того, чтобы в своих играх и прочей самостоятельной деятельности ребёнок был более ловок, скоординирован и силён. Мы не будем воздействовать на ребёнка в момент игры, непосредственно направляя и обучая его движениям в то время, как он поглощён своим занятием, а сделаем это опосредованно, через специальные комплексы гимнастических упражнений. Только методом многократных повторений (то есть методом выполнения гимнастических упражнений) можно добиться отлаженности, чёткости и красоты движений. Только развив в ребёнке чёткость до автоматизма выполнения основных жизненно важных движений и укрепив его мышечный каркас гимнастикой можно говорить о красоте и гармоничности его телосложения. Сантиметры и килограммы - это ещё не все важные показатели, когда речь идёт о теле ребёнка, важную роль играют и пропорции.

Уже в самом раннем возрасте у ребёнка нужно начинать формировать самые базовые стереотипы движений. Одним из первых таких движений является переворот со спины на живот. Обучать этому движению ребёнка начинают уже в возрасте около трёх месяцев. Данный навык нужен для профилактики различных форм искривления позвоночника в случае неправильного движения при перевороте. Далее, в возрасте около полугода, начинают развивать у ребёнка навык правильного ползания на четвереньках, чтобы равномерно развивались его руки и ноги, с одинаковой занятостью принимая участие в этом процессе. В возрасте около двенадцати месяцев, ребёнка начинают обучать правильной ходьбе, чтобы его осанка формировалась правильно, чтобы форма ног была правильной также. Если навык ходьбы будет сформирован верно, то это может стать прекрасным видом спортивной нагрузки для ребёнка уже и в его взрослой жизни.

Так как для детей первого года жизни наиболее естественной реакцией на любые раздражители, поступающие из внешней среды, является общий динамический всплеск, а не изолированное движение, поэтому в данных комплексах упражнений отсутствуют упражнения на монодвижения, то есть движения в одном суставе. Выполнение всех движений гимнастики должно происходить чётко, правильно и выверенно, чтобы в дальнейшем эти движения у ребёнка выполнялись автоматически. Лишь при неукоснительном выполнении данных условий будет происходить правильное формирование двигательного шаблона. Формирование правильных навыков движения без гимнастики, конечно, возможно, но далеко не всегда оно происходит. Гораздо чаще не происходит. К чему гадать на собственном ребёнке произойдёт оно или нет?

С помощью гимнастки для детей первого года жизни, развития ловкости, силы и выносливости, сделается более лёгкой и простой адаптация ребёнка в более старшем возрасте в детском коллективе. Координированный, энергичный и ловкий ребёнок всегда будет значительно более желанным партнёром по играм и коллективным занятиям, чем неумёха. Вот так и происходит развитие у детей первого года жизни двигательных шаблонов. Начинают их закладывать родители в самом раннем грудничковом возрасте, делая с ребёнком гимнастику, и массаж, а затем уже ребёнок самостоятельно, используя спортивные снаряды или тренажёры, или другое оборудование, будет дальше совершенствовать и развивать динамические навыки и добавлять к ним другие, более сложные, требующие наличия уже базовых. Для того, чтобы ребёнку было интересно, чтобы ему хотелось заниматься гимнастикой для детей первого года жизни, нужно оборудовать помещение соответствующим образом, а также подобрать комплекс упражнений таким образом, чтобы он не был ни слишком длинным, ни слишком сложным для выполнения. Ориентироваться при выборе надо на возраст и уровень общей физической подготовленности ребёнка.

Тем детям, у которых в анамнезе имеются врождённые патологии и отклонения в развитии, ещё более важно заниматься лечебной физкультурой и лечебный массаж. В этом случае массаж и гимнастика для детей первого года жизни не будут отдельным методом воздействия, они будут присутствовать в комплексной терапии заболевания. Поэтому прежде сём начать осуществлять массажное воздействие, необходимо получить заключение своего лечащего врача.


Назад в раздел