Поиск
Главная /Об институте /Статьи /Детский массаж /Специфика психомоторного развития ребёнка 3-4 лет
Специфика психомоторного развития ребёнка 3-4 лет
У ребёнка 3-4 лет ассортимент навыков и умений уже достаточно широк, и при этом малыши так заняты самим процессом движения, что пока их не интересуют результаты, но малыш уже может копировать действия взрослого или другого ребёнка, выполнять его так, как ему кажется правильным, повторять и движение и то, в каком порядке следуют элементы этого движения.
Малыш уже внимательно и с пониманием смотрит на демонстрацию упражнения, выслушивает комментарии к нему, но ему скучны и неинтересны такие объяснения, как «поставь ступню на наружное ребро», но зато ему будет очень интересно походить, как мишка косолапый. В этом возрасте ребёнку хочется быть самостоятельным, принимать деятельное участие в процессе проведения гимнастического комплекса, а это значит, что не надо препятствовать малышу в стремлении продемонстрировать самолично придуманное упражнение или элемент, будет лучше, если вы наполните его идею нужным содержанием.
Одновременно с этим, даже самый послушный ребёнок ещё не способен достаточно надолго оставаться сконцентрированным и достаточно внимательным, поэтому в задачи взрослых входит создание у ребёнка устойчивого интереса к занятиям, детскому массажу, увлечения данным процессом, и через игру и доступные движения создать привычку к тренировкам.
Самое главное здесь, как и в детском массаже — это позитивный настрой ребёнка на занятия. Но не менее важно и отслеживание правильности и качества выполнения движений (смотреть, чтобы при наклонах вперёд ребёнок не гнул колени, поднимая руки вверх смотрел на них). Время для детского массажа или гимнастики выбирается одно и то же, частота выполнения гимнастического комплекса или детского массажа — ежедневно или через день. Для того, чтобы утомление от детского массажа и гимнастики не было слишком сильным, и при этом, чтобы желание заниматься переросло в потребность длительность комплекса должна быть около 20 минут.
Умение правильно ходить
Как ни странно, но в возрасте трёх лет ещё не все дети умеют правильно ходить, имеют проблемы с координацией при ходьбе, хотя движения и становятся уже более точными и уверенными, дети меньше качаются из стороны в сторону, не поворачивают плечо следом за шагающей ногой, более свободно движутся руки, расстояние между ступнями сокращается, но из-за отсутствия отталкивания, ходят дети этого возраста ещё тяжело, почти не толкается ступня, нет единой длины шага, но равномерность темпа возрастает. Улучшается пространственная ориентация ребёнка, он начинает опускать голову вниз и смотреть во время хождения, что находится под ногами. Чтобы эта привычка смотреть вниз не закреплялась, выполняют после детского массажа упражнения на хождение с предметом на голове или над головой (смотреть на предмет).
Чтобы уменьшить, а в дальнейшем и вовсе убрать шаркание нужно делать детский массаж воротниковой зоны, больше ходить по лестницам, тренировать мышцы ступнёй и нижних конечностей. Часто дети слишком сильно размахивают при ходьбе руками. Отучить их от этого можно, но не делайте этого слишком резко, чтобы не произошло сковывания в движениях, повышения локального тонуса мышц, т.к. эта проблема в дальнейшем решается только длительными курсами детского массажа и упорными занятиями лечебной физкультурой. Зато полезно давать отдельное упражнение на размахивание руками в произвольных направлениях.
Детям в 3-4 года очень нравится детский массаж, но нравится им и бегать и они уже неплохо это делают, но бег их отличается неровностью, маленькими шажками, почти полным отсутствием отталкивания, плохой эргономичностью движений конечностей, но всё же лучшей, чем во время ходьбы. Имеет большое значение развитие координации движений в соответствии с окружающими условиями: умение бегать не врезаясь в других малышей, не натыкаясь на мебель и предметы, а оббегая их, игры на бег всегда перемежают играми с ходьбой и отдыхом, потому что бег — это серьёзная нагрузка на организм ребёнка.
Умение прыгать
Ребёнок трёх-четырёх лет уже способен подпрыгнуть на одном месте, вперёд с небольшим продвижением вперёд и соскакивать с маленьких возвышений. Прыжки у детей этого возраста получаются пока совсем неуклюжие, тяжёлые, на полной стопе, наибольшую неуверенность проявляют при спрыгивании с возвышений и совсем при этом не сгибают ноги. Руки в прыжке у малыша участия не принимают. Перед прыжками проводят несколько приёмов детского массажа.
На четвёртом году жизни малыш прыгает вперёд полностью выпрямляя колени, правда, многие прыгают при помощи простого шага вперёд, толкаясь одной ногой. При этом отсутствует или крайне слаба функция толкания от поверхности, низка траектория полёта. Именно в этом возрасте начинает появляться впервые подготовительная к прыжку часть движения. Пока она смотрится, как общая реакция-движение, а не собственно подготовка.
Так малыш, желая походить на взрослых, машет руками то вперёд то назад, потом делает прыжок вне всякой зависимости этих махов. Известны случаи движений руками и в обратном направлению движения тела направлении. Голову ребёнок держит опуская вниз, туловище сгибает вперёд. Приземляясь, согласно своей неразвитой двигательной согласованности, малыш приземляется жёстко на выпрямленные ножки, поочерёдно ставя их на землю, всей стопой сразу, без переноса веса с пятки на носок. Так, приземляясь на выпрямленные ноги и неподготовленные для этого ступни, получает постепенно плоскостопие. Очень важно научить ребёнка прыгать легко и приземляться пластично. До упражнения проведите несколько приёмов детского массажа.
Начинают изучение такого процесса, как прыжок, с того, что ребёнку уже известно: с прыжка на месте сразу на двух ножках. Ребёнку демонстрируют с объяснениями, что если толкаться от земли носочками, то получится подпрыгивать выше, и что приземление должно также происходить не на всю стопу, а на носочки с последующим опусканием на всю стопу.
Добившись разогрева мышц детским массажем, приступают к упражнениям на тренировку правильного навыка прыжка. Держат на досягаемой в прыжке высоте и немного впереди мяч или другую интересную игрушку и добиваются, чтобы малыш прыгал вверх и пытался дотянуться до предмета. Кроме того, способствуют развитию этого навыка игры в «ловим комара», «динь-динь колокольчик», игра в зайцев и в мяч. Прыгать вниз нужно аккуратно и бережно, чтобы не произошла травма.
Разогрейте мышцы ребёнка детским массажем. Для начала научитесь прыгать с высоты около 10-15 см. Сначала взрослый показывает, что он умеет очень хорошо прыгать — на носки двух ног сразу со сгибанием колен, при этом глядя не под ноги, а перед собой. Прыжки через нарисованную на полу линию или уложенную скакалку и др. Положено в норме несколько согнуть ноги в коленных суставах и толкаясь двумя сразу ногами от пола приземлиться мягко, начиная со стороны пальцев, сильнее сгибая ноги в коленях, но в случае, если малыш выпрыгнул вперёд далеко, то приземлиться он может и на пятки.
Упражнения — прыжки через ручеёк, с горки на горку, руки движутся при прыжках свободно и непринуждённо, так как концентрируясь на правильном расположении рук ребёнок будет выпускать из внимания приземление, облечение данного упражнения в игровую форму помогает приучить ребёнка прыгать правильно.
Ползанье
Умение ползать по прежнему играет большую роль в способности к синхронизации и координации движений. Малышам нравится ползать, и надо чтобы они делали это на коленках и ладонях или же на стопах и ладонях, чтобы ползанье по-пластунски проявлялось только тогда, когда есть необходимость под что-то подлезать. В конце каждого такого упражнения, также как в детском массаже все приёмы завершает приём детского массажа поглаживание, необходимо вертикально встать и потянуться вверх.
Лазанье по шведской лестнице прекрасно помогает в развитии абсолютно всех мышечных групп, помогает в развитии согласованности движений и быстроты реакции. Дети способны залезать сами до 4-5 ступени, просто надо рассказать и показать, как осуществляется захват ступеньки рукой (противопоставив большой палец остальным четырём), и как осуществляется правильная постановка ног (сводом стопы на рейку), во время залезания на верх дети берутся рукой за следующую ступеньку после чего переступает ногой, спускаясь же вниз, сперва ставит две ноги на одну ступеньку, после берётся за ступеньку руками.
Умение бросать и ловить мяч
Умение бросить что-нибудь от себя, в цель, вам, друг другу все эти движения сильно совершенствуются у ребёнка к трём годам, улучшается способность прицеливаться, проявляется фаза замаха перед бросанием. Но, всё же, пока ещё при броске ребёнок занимает положение общее, нет стремления и умения бросить предмет как можно дальше, умение замахнуться развито слабо, бросок не является прямым продолжением фазы замаха, их разделяет довольно заметный временной интервал.
Дети пытаются приблизиться к объекту, которому бросает мяч. Очень распространено бросание не в направлении вперёд через верх, а направление вперёд через низ, потому что отпускание мяча происходит задержкой. Развивать способность и умение кидать и ловить мяч у малышей лучше всего не только в время гимнастики, это должно происходить и просто, во время прогулки, или даже, если есть такая возможность, то дома. Не зацикливайтесь на каком-то определённом размере мяча, пусть то будут разные по размеру и цвету мячи.
Прекрасно, если есть старший брат или сестра, которому будет интересно играть в мячик с младшим, и обучать его всему, что он уже умеет сам. Малыш обучается навыку подбрасывания мяча кверху и последующей его ловли, броску в стену и последующей ловле его после того, как он отскочит, он катает мячик между предметов и закатывает его в ворота, корзинку.
Самое сложное для малыша — это научиться ловить мяч. При попытке поймать его, малыш напрягает мышцы, и протянув ручки вперёд ожидает, чтобы мяч упал туда сам. Так происходит потому, что малыши не могут ещё предугадывать, в каком направлении полетит мяч и с какой скоростью, и плохо развитой координацией движений в целом. Мяч ловят обеими руками, несколько согнув их в локтевых суставах, а словив, держать без напряжения, не зажимая. Не требуйте от малыша пока чтобы он чётко и правильно бросал мяч в цель, гораздо важнее, чтобы малыш занимался с радостью, а не по принуждению.
Назад в раздел